Обмотока машин постоянного и переменного токаМатериалы класса У и А
Хлопчатобумажные ленты (ГОСТ 4514—48). Благодаря относительно высокой механической прочности, эластичности, гибкости хлопчатобумажные ленты (батистовая, тафтяная, миткалевая и киперная) применяются в качестве защитных лент поверх основной изоляции обмоток электрических машин, деталей соединений, всевозможных креплений и соединений проводов, шин. Толщина этих лент от 0,16 мм до 0,45 мм. В тех случаях, где требуется большая теплостойкость, используется стеклянная лента толщиной 0,08—0,2 мм ГОСТ 5937—68. Наиболее механически прочная киперная лента имеет саржевое переплетение, применяется в большом количестве как временный защитный материал в непропитанном виде при прессовке обмоток, компаундировке, пропитке.
Электротехнический картон (ГОСТ 2824—60) вырабатывается из сульфатной целлюлозы или из хлопкового волокна с добавлением хлопчатобумажных отходов.
Различают следующие марки картонов:
ЭВ — электрокартон целлюлозный для работы на воздухе;
ЭВТ — то же, но тряпичный.
ЭМ — электрокартон целлюлозный для работы в масле;
ЭМТ — то же, но тряпичный;
Толщина электротехнических картонов от 0,1 мм до 3 мм.
В готовом виде бывает в рулонах или листах шириной около 1 000 мм.
Электрокартон преимущественно применяется для пазовой изоляции и различного рода прокладок и шайб. В ответственных изделиях применяется электрокартон, пропитанный жидкими составами (маслами, лаками) как более влагостойкий и электрически прочный.
Фибра (ГОСТ 6910—54) —волокнистый органический материал. Изготовляется из сильно пористой бумаги, обработанной раствором хлористого цинка. Фибра имеет высокую механическую прочность и легко подвергается механической обработке. После размачивания горячей водой из нее можно прессовать различные фасонные изделия. К недостаткам фибры относится высокая гигроскопичность.
Применяется для разного рода распорок, прокладок, стяжек, где требуется жесткость и прочность при невысоких изоляционных свойствах.
Лакоткани (ГОСТ 2214—66) представляют собой различного вида ткани, многократно (3—4 раза) пропитанные лаками, образующими эластичную пленку с высокими электроизоляционными свойствами. По роду пропитывающего лака лакоткани разделяются на светлые (желтые) с применением масляных лаков и черные, на масляно-битумных лаках. Светлые лакоткани обладают эластичностью, достаточной влагостойкостью, стойкостью по отношению к действию бензина и минеральных масел.
Черные лакоткани отличаются повышенными электрическими характеристиками, стареют медленнее, чем светлые. Толщина ла-котканей от 0,04 до 0,3 мм.
Лакоткани применяются для изоляции низковольтных обмоток электрических машин, а также для изоляции различных деталей крепления и мест соединений.
Лакобумаги (ГОСТ 344 1 —63) представляют собой бумаги, пропитанные светлыми или черными лаками, смолами, образующими "эластичную пленку, обладающую высокими электроизоляционными свойствами.
Лакированная или пропитанная бумага преимущественно применяется для намотанных изделий в виде трубок, цилиндров и для слоистых пластиков.
В некоторых случаях в качестве изоляции класса А для электрических машин мощностью до 500 кет и напряжением до 3000 в используется новый вид материала — стеклоэскапоновая лакоткань, разработанная канд. техн. наук П. Т. Пономаревым.
Эскапоновая стеклоткань марки ЛСЭ (ГОСТ 10156—66) представляет собой стекло лакоткань, пропитанную специальным составом из синтетического каучука СКВ. Лаковая пленка обладает большой эластичностью, высокими диэлектрическими показателями после растяжения по диагонали и перегиба. Превосходит хлопчатобумажную лакоткань по влаго- и водостойкости.
Липкая стеклоэскапоновая лакоткань марки ЛСЭ (ТУ 16-503-016-67) получается нанесением на лакоткань ЛСЭ слоя по-ликасинового компаунда (растворитель — керосин) и применяется взамен микаленты. Она также подвергается компаундированию и при этом под действием высокой температуры 155 —165° С и давления 7—8 ати не изменяет своих электроизоляционных качеств. Поликасиновый компаунд придает слоям монолитность.
При нанесении липкой стеклоэскапоновой лакоткани требуется весьма тщательная затяжка слоев, в противном случае после компаундировки получаются складки, что приводит к местным утолщениям изоляции.
|