Обмотока машин постоянного и переменного токаНедостатки кольцевого якоря
Кольцевой якорь имеет ряд недостатков:
Невозможность предварительной заготовки и изолировки обмотки. Обмотка кольцевого якоря может выполняться только вручную — протягиванием проводника с одного конца якоря к другому.
Плохое использование меди обмотки, так как э. д. с. индуктируется только в наружных проводниках, которые пересекают силовые линии магнитного поля. Проводники, находящиеся на внутренней стороне кольца, не пересекают силовых линий, а поэтому не участвуют в образовании э. д. с.
Плохое охлаждение внутренних проводников обмотки.
Указанные недостатки, а также сложность конструкции привели к тому, что кольцевой якорь был вытеснен более совершенным барабанным или, иначе, цилиндрическим якорем.
Барабанный якорь
Барабанный якорь в том виде, в каком он в настоящее время изготовляется, представляет собой цилиндр, собранный из отдельных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. На поверхности якоря имеются канавки, называемые пазами, в которые укладывается обмотка.
Обмотки барабанных якорей большей частью выполняются двухслойными, т. е. проводники обмотки якоря в пазу лежат друг над другом.
Основные типы обмотки
При выполнении обмотки якоря проводники, расположенные в пазах якоря, следует соединять между собой таким образом, чтобы э. д. с в них складывались. Это произойдет в том случае, если мы соединим их между собой так, как указано на рис. 1-10, т. е. проводник а, расположенный под северным полюсом, соединим с проводником 6, расположенным под южным полюсом. Два проводника, соединенные между собой указанным способом, называют витком обмотки якоря.
Расстояние между проводниками, составляющими виток, должно быть равно или незначительно отличаться от расстояния между серединами соседних полюсов (полюсного шага), так как при этом условии виток будет охватывать весь магнитный поток полюса, и э. д. с. в нем при вращении якоря будет иметь наибольшее значение.
Соединив каждые два отдельных проводника обмотки якоря в витки со стороны, противоположной коллектору, надо еще
соединить витки между собой и со стороны коллектора и присоединить обмотку к коллектору. Существуют два способа соединения.
По первому способу (рис. 1-11) начало витка А присоединяется к коллекторной пластине, а конец его соединяется с соседней коллекторной пластиной и началом рядом лежащего витка В; далее конец витка В присоединяется к следующей коллекторной пластине и к началу соседнего витка С и т. д. до тех пор, пока обмотка не замкнется, т. е. пока мы не вернемся к началу витка А. Э. д. с витков А, В, С и т. д. складываются.
Обмотка, выполненная этим способом, называется параллельной или петлевой обмоткой. Последнее
название обмотка получила потому, что она имеет вид петель, расположенных на поверхности якоря.
По второму способу (см. рис. 1-12) витки соединяются следующим образом: конец витка А присоединяется к коллекторной пластине и соединяется с началом витка В, который расположен под следующей парой полюсов, затем конец витка В присоединяют к коллекторной пластине и к началу витка С и т. д. до тех пор, пока обмотка не замкнется, т. е. пока мы не вернемся к началу витка А.
Из рис. 1-12 нетрудно видеть, что и в этом случае э. д. с. витков А, В и С складываются.
Обмотка, выполненная по второму способу, носит название последовательной или волновой обмотки.
Петлевая и волновая обмотки являются двумя основными типами современных обмоток.
Нетрудно понять, что эти обмотки можно представить себе, как видоизмененные обмотки кольцевого якоря. Для этого проводники, расположенные на внутренней поверхности кольцевого якоря, нужно вынести на наружную поверхность его и чтобы при этом переносе э. д. с. в проводниках витка складывались, вынесенный проводник нужно расположить под соседним полюсом (переместить на полюсный шаг), как это показано на рис. 1-38.
При таком переносе проводников из спиральной обмотки кольцевого якоря (рис. 1-3 и 1-6) получим петлевую обмотку, а из последовательной (рис. 1-8) — волновую.
Числа параллельных ветвей этих обмоток (петлевой и волновой) будут разными.
|