Обмотока машин постоянного и переменного токаКоллектор, траверса и щеткодержатели
Коллектор состоит из ряда медных пластин, расположенных по цилиндру. Обычное исполнение коллектора показано
на рис. 4-27. Отдельные пластины изолированы друг от друга твердым коллекторным миканитом и стянуты между двумя специальными изолированными конусными кольцами. Поэтому внутренняя часть пластины имеет форму ласточкиного хвоста, в углубления которого входят соответствующие выступы колец. Одно из колец часто выполняется заодно со втулкой (или буксой) коллектора или плотно насаживается на нее. Другое кольцо притягивается к втулке болтами или специальной гайкой. При этом благодаря конусности колец возникает усилие между кольцами и ласточкиными хвостами пластин, прижимающее последние к оси коллектора.
В быстроходных машинах вследствие больших центробежных сил может происходить выпучивание коллекторных пластин. Для предотвращения этого явления коллекторные пластины в таких машинах стягиваются одним или несколькими стальными кольцами, надеваемыми в горячем состоянии. Кольца изолируются от пластин миканитовыми прокладками (см. рис. 4-28).
Для изоляции пластин от нажимных колец служат так называемые манжеты, прессованные из миканита по форме выступов нажимных колец.
Коллекторные пластины имеют с одной стороны прорезы (шлицы), куда впаиваются так называемые петушки, представляющие собой пластины, соединяющие обмотку якоря с коллекторными пластинами. Они изготовляются из полосовой или листовой меди. В зависимости от взаимного расположения концов обмотки и коллектора петушки могут иметь ту или иную форму, как показано на рис. 4-29, а и б.
Поперечное сечение петушков определяется по формуле
где I— ток в якоре; 2 а — число параллельных ветвей; К — число коллекторных пластин; р — число пар полюсов; х — 5 при числе коллекторных пластин, перекрываемых щеткой, равном двум или больше двух; х = 8 при одной коллекторной пластине, перекрываемой щеткой.
Соединение петушков с коллекторными пластинами производится впайкой их в шлицы пластин. Для более надежного соединения в быстроходных машинах петушки, кроме пайки, приклепываются. Другие концы петушков соединяются с концами якорной обмотки при помощи хомутиков, с которыми они также склепываются, и пропаиваются.
На рис. 4-29, а и б показаны хомутики с петушками а на рис. 4-30 показан хомутик стержневой обмотки со стороны, противоположной коллектору (без петушка).
Траверса служит для укрепления пальцев, на которые насаживаются щеткодержатели, число пальцев обычно равно числу полюсов машины.
В современных машинах применяются почти исключительно электрографитовые щетки, размер которых по окружности коллектора выбирается таким образом, чтобы щетка перекрывала
от 1.5 до 3 коллекторных пластин. Размер щетки по длине коллектора обычно бывает от 10 до 35 мм.
Число щеток на каждом пальце зависит от допускаемого тока на одну щетку. Зная ток, приходящийся на каждый палец, нетрудно определить число щеток на нем.
Щеткодержатели бывают самых разных конструкций. Основное назначение щеткодержателей — прижимать щетку с необходимой силой к коллектору, причем она должна сидеть в обойме щеткодержателя так, чтобы не было вибрации и перекосов, которые являются одной из причин искрения на коллекторе.
Нажатие щеток осуществляется спиральной или пластинчатой пружиной, укрепленной на щеткодержателе.
На рис. 4-31 представлена конструкция щеткодержателей со спиральной пружиной. Каждая группа щеток, расположенных под одним полюсом, помещается на отдельном пальце. Последний представляет собой цилиндрический стержень, закрепляемый на траверсе и изолированный от нее. В качестве изоляции обыкновенно применяются изолитовые или электрокартонные втулки и шайбы.
Конструкции самой траверсы весьма разнообразны. Их можно разбить на два типа: лучевые (рис. 4-32) и кольцевые (рис. 4-33).
Лучевые траверсы обычно крепятся на подшипниках машины, а кольцевые на станине. Закрепление траверсы допускает возможность ее поворота на некоторый угол вокруг оси машины, что, как известно, необходимо для правильной установки щеток.
|