Обмотока машин постоянного и переменного токаЧисло параллельных ветвей обмотки
Число параллельных ветвей простой петлевой обмотки, поскольку она представляет собой видоизмененную спиральную обмотку кольцевого якоря, равно числу полюсов машины. К этому же выводу можно прийти, проследив по схеме за направлением э. д. с в витках обмотки якоря. Начиная обмотку с коллекторной пластины 1 (рис. 1-23), легко установить, что в витках 2, 2, 3, 4, начала которых лежат под верхним северным полюсом, э. д. с. складываются, далее мы подходим к витку 5, в котором э. д. с. не индуктируется, так как он в данный момент расположен между полюсами, в нейтральной зоне; за витком 5 следует виток 6. Проводник, составляющий начало шестого витка, расположен под южным полюсом, вследствие чего э. д. с. в этом витке имеет противоположное направление. Такое же направление э. д. с. будет в витках 7, 8 и 9. Из рассмотрения этой части обмотки якоря можно сделать заключение, что в
петлевой обмотке складываются э. д. с. тех витков, начала которых расположены под одним полюсом.
Таким образом, в петлевой обмотке по направлению э. д. с. витки могут быть разбиты на столько частей, сколько полюсов имеет машина, т. е. в рассматриваемом примере на четыре части. Это дает возможность легко вычертить схему, эквивалентную обмотке якоря, которая показана на рис 1-22. На этой схеме витки изображены в виде катушек, направление э. д. с. в витках обозначено стрелками. Согласно предыдущему, при обходе обмотки якоря э. д. с. будет столько раз изменять свое направление, сколько полюсов имеет машина. В рассматриваемом случае четырехполюсной машины э. д. с. меняет направление 4 раза, и обмотка имеет 4 параллельные ветви. Щетки замыкают накоротко витки, лежащие в нейтральной зоне, в которых э. д. с. не индуктируется.
В общем случае многополюсной машины обмотка якоря будет иметь столько параллельных ветвей, сколько полюсов имеет машина, т. е. в петлевой обмотке
при этом проводники каждой параллельной ветви расположены под парой соседних полюсов, под одним полюсом они занимают верхний слой обмотки, под другим — нижний.
При петлевой обмотке число щеточных пальцев (бракетов) должно обязательно быть равным числу полюсов машины. Действительно, если мы удалим щетки на одном из щеточных пальцев, например А (рис. 1-23), то из двух параллельных ветвей обмотки якоря ток во внешнюю цепь не пойдет и вследствие этого две другие параллельные ветви будут перегружены.
Расположение щеток на коллекторе
Из рис. 1-22 видно, что щетки на коллекторе расположены под серединами главных полюсов (по оси главных полюсов). При этом секции, замкнутые накоротко щетками (секции 5,10,15 и 20), лежат в нейтральных зонах. Расположение щеток на коллекторе по отношению к главным полюсам зависит от формы лобовых частей секции со стороны коллектора. При любой форме секции в момент замыкания ее накоротко щеткой она должна лежать в нейтральных зонах, поэтому при секциях, показанных на рис. 1-14, щетки будут расположены по осям главных полюсов.
В машинах небольшой мощности, обмотки якорей которых выполняются из круглой проволоки, секции имеют вид, показанный на рис. 1-24. В этом случае щетки на коллекторе будут расположены по оси добавочных полюсов — по оси, проходящей между главными полюсами.
При выполнении схемы соединений машины (главные и дополнительные полюсы) часто необходимо знать полярность щеток. Для этой цели полезно запомнить, что при правообегающей петлевой обмотке и обычной форме секций (по рис 1-14, а) при вращении якоря по часовой стрелке под южным полюсом расположена положительная щетка. При обратном направлении вращения или левой обмотке полярность щетки, расположенной под южным полюсом, будет отрицательной.
|