Обмотока машин постоянного и переменного токаУкладка роторных обмоток асинхронных двигателей
В качестве примера рассмотрим укладку обмотки 12-полюс-ного ротора с 144 пазами. На полюс и фазу, таким образом, приходится 4 паза. Схема обмотки представлена на рис 11-31 (обмотка с удлиненным переходом).
После наложения изоляции на обмоткодержатель в пазы ротора вкладывают заранее приготовленные проходные коробочки из электрокартона. Роторы всегда имеют полузакрытые пазы. Толщина коробочек бывает от 0,20 до 0,30 мм; по длине они на 10—15 мм больше длины стали ротора, т. е. равны пазовой изоляции стержня.
На сталь ротора ближе к стороне контактных колец накладывается электрокартонная лента и закрепляется шпагатом. Согласно приложению I, против каждого паза наносят черточки и помечают номера пазов.
Вкладка начинается с переходных стержней (поперечек), назначение которых было объяснено выше. В рассматриваемом
роторе нормальный шаг равен 12, а ненормальный 13. Удлиненных роторных стержней должно быть 18, по 6 на каждую фазу. Поперечки располагают по окружности симметрично, угол между ними 120°. Они вставляются в пазы ротора со стороны контактных колец. Первую поперечку ставят, согласно рис. 11-31, одним концом в 4-й паз, а вторым — в 136-й. Вторую поперечку ставят одним концом в 32-й паз и вторым концом в 44-й, а третью поперечку одним концом в 96-й паз и вторым в 108-й.
Вложенные поперечки на стороне контактных колец изолируются гибким миканитом, чтобы при наложении второго слоя стержней не повредить их изоляции. Когда вложены все стержни нижнего ряда на стороне контактных колец, на лобовые части стержней ставятся временные бандажи из мягкой стальной проволоки — один по концам и второй по серединам стержней, чтобы прижать их к обмоткодержателю. После этого приступают к изгибу лобовых частей стержней на стороне привода, которые до сего времени оставались прямыми.
Загиб стержней производится при помощи двух ключей. Ключ рис. 11-32, а берется в левую руку и своим зевом надевается на прямую часть стержня, выходящую из паза, и в таком положении стержень удерживается. Ключ рис. 11-32, б (в правой руке) также надевается на стержень и своим зевом подходит вплотную к губам ключа рис. 11-32, а. Ключом рис. 11-32, б делается изгиб стержня на угол 120°. Таким путем изгибают все нижние стержни, среди которых и шесть концов поперечек. Затем на эти стержни ставят два временных бандажа из стальной мягкой проволоки. Легкими ударами деревянного ручника по концам стержней их осаживают и одновременно стягивают проволокой бандажа с помощью плоскогубцев.
Затем приступают к отгибу концов, предназначенных для надевания хомутиков, что выполняется теми же ключами. После отгиба концов на обеих лобовых частях нижнего ряда снимаются временные бандажи. На лобовые части обеих сторон укладывается междуслойная изоляция из электрокартона и киперной ленты. Толщина изоляции от 2 до 5 мм, смотря по высоте, какую можно допустить, чтобы общая высота вместе с верхними стержнями и наложенным поверх них бандажом не получилась выше стали ротора.
Установив на обеих сторонах междуслойную изоляцию, приступают к вкладке верхних стержней. Предварительно в пазы ротора, поверх нижнего стержня, прокладывают электрокартонную
полоску, пропитанную в масле или лаке, толщиной от 0,20 до 1 мм, шириной, равной ширине изолированного стержня, и длиной, равной длине прямой части стержня.
Вкладка верхних стержней производится так же, как и нижних. Так же выдерживается правильность положения прямой части, причем вкладку верхних стержней производят со стороны привода.
Когда все верхние стержни вложены в пазы ротора, на стороне привода ставятся временные бандажи, и все концы стержней на этой стороне временно соединяются тонкой луженой медной проволокой для производства первого испытания на корпус. Если изоляция стержней выдержит испытание, тогда на стороне контактных колец загибают концы стержней. На загнутые лобовые части верхних стержней также ставятся два временных бандажа, которыми верхние стороны лобовых частей плотно прижимаются к изоляции, лежащей между верхними и нижними стержнями. После этого приступают к соединению обмотки ротора на стороне привода, т. е. соединяют концы верхних и нижних стержней друг с другом посредством соединительных хомутиков.
Соединение производят согласно схеме рис. 11-31. Конец верхнего стержня, лежащий в первом пазу, соединяется с концом нижнего стержня, лежащим в 13-м пазу; далее конец второго верхнего стержня соединяется с концом 14-го стержня, лежащего внизу 14-го паза, и т. д. Следовательно, на стороне привода шаг равен 12. Таким путем производят все соединения на стороне привода. На этой стороне шаг нормальный.
Затем приступают к соединению стержней на стороне контактных колец, что выполняется также согласно схеме рис. 11-31 и приложению I. На этой стороне ротора имеются соединения нормальные, с шагом 12, и ненормальные, с шагом 13. Для примера рассмотрим соединение фазы 7, где имеются две группы соединений с ненормальным шагом. В первой группе соединений конец первого верхнего стержня, лежащий в 1-м пазу и обозначенный в схеме буквой А, является выводным. Конец верхнего стержня, лежащий во 2-м пазу, идет на соединение с нижним концом стержня, лежащим в 133-м пазу. Конец третьего стержня, лежащий в 3-м пазу, идет на соединение с концом нижнего стержня, лежащим в 134-м пазу. Конец четвертого стержня, лежащий, в 4-м пазу, идет на соединение с концом нижнего стержня, лежащим в 135-м пазу.
Следующая группа ненормальных соединений этой же фазы идет через 8 пазов и начинается в 13-м пазу. Так же, как и конец первого стержня, конец тринадцатого стержня оставляем пока не присоединенным. Он на схеме обозначен буквой X. Далее 14-й стержень соединяется с концом первого нижнего стержня, 15-й верхний стержень — с концом второго нижнего стержня, а 16-й верхний стержень — с концом третьего нижнего стержня.
Для выполнения ненормальных соединений должны быть изготовлены в данном случае на каждую фазу по шести удлиненных стерйшей. Все остальные соединения первой фазы будут иметь нормальный шаг, равный 12. Соединив все остальные стержни первой фазы, нетрудно выполнить соединение остальных двух фаз.
Когда поставлены все хомутики на стержни на стороне контактных колец, приступают к рихтовке лобовых частей, причем выдерживается расстояние от стали ротора до наружного края хомутика. Затем в лобовой части обеих сторон между стержнями ротора устанавливаются дистанционные прокладки из пропитанного электрокартона. Стержни выравнивают и рихтуют с помощью ручника и стальной лопатки, подбивая один стержень к другому. После этого лобовые части на обеих сторонах с помощью фибрового клина и обыкновенного ручника легкими ударами плотнее прижимают к обмоткодержателю, подтягивая при этом временные бандажи плоскогубцами (скручиванием проволоки).
Когда обмотка окончательно осажена, в определенные по чертежу хомутики вбивают вентиляционные пластины, служащие лопастями вентилятора для охлаждения обмотки. Пластинки устанавливают с обеих сторон ротора, после чего в хомутики забивают медные луженые клинья для заполнения промежутка между стержнями, что облегчает их запайку. Медные клинья должны плотно сидеть в хомутике. Забив все клинья в хомутики на обеих сторонах, приступают к выполнению соединения обмотки ротора.
После укладки и соединения всех стержней между собой остались несоединенными 6 концов, по 2 конца от каждой фазы: А и X — начало и конец первой фазы, В и У — начало и конец второй фазы, С и Z — начало и конец третьей фазы. В случае соединения фаз звездой на концы X, Y и Z надевают звезду (нулевую шину). Начала А, В и С пойдут на соединения с тремя контактными кольцами.
Ротор испытывается на корпус и на правильность соединения и затем поступает на запайку концов обмотки в хомутиках.
Нами описан ротор, обмотка которого имела удлиненный ненормальный шаг с удлиненными стержнями. Иногда ненормальные шаги обмотки ротора выполняются не удлиненными, а укороченными.
|