Технология переработки нефти и газа. Часть 1Алкилирование изобутана олефинами
В производстве автомобильных бензинов наблюдается постоянная тен-денция к повышению их октанового числа, так как использование высокоокта-новых бензинов позволяет без увеличения габаритов повысить мощность кар-бюраторных двигателей с одновременным снижением удельного расхода топ-лива. Основные сорта автобензинов должны иметь октановое число порядка 93-95. Наряду с этим по соображениям охраны окружающей среды резко сокраща-ется производство этилированных бензинов или значительно уменьшается со-держание в них тетраалкилсвинца, что вызвано не только выбросом в атмосфе-ру токсичных соединений углерода, серы и азота в составе выхлопных газов, но и отравляющим воздействием продуктов разложения тетраалкилсвинца на ка-тализаторы дожигания выхлопных газов двигателей. В этой связи особенно це-лесообразно увеличение содержания высокооктановых изопарафиновых ком-понентов в автобензине, которые, имея высокое октановое число по исследова-тельскому методу (и. м.), обладают низкой чувствительностью.
Продукты сгорания изопарафинов содержат небольшие количества ток-сичных веществ. Октановые числа (по исследовательскому методу) основных изопарафинов C5-C8, образующихся в реакциях алкилирования и изомеризации, представлены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Октановые числа (и. м.) изопарафиновых углеводородов C5-C8
В основе процессов производства высокооктановых изопарафинов лежат реакции изомеризации н-парафинов и алкилирования парафиновых углеводородов олефиновыми углеводородами C5-C8. По механизму реакции алкилирования относятся к двум основным группам:
· реакции кислотно-каталитического алкилирования,
· реакции термического алкилирования.
|