Технология переработки нефти и газа. Часть 1Производство нефтяных битумов
Битум, являясь наиболее важным материалом в дорожном строительстве, привлекает к себе особое внимание и его качество нередко вызывает у потреби-телей нарекания. Безусловно, изменившиеся условия эксплуатации дорожных покрытий требуют улучшения качества битума и, как следствие, совершенство-вания технологии его производства. Статистический анализ показывает, что сроки службы битумных покрытий, выполняемых из битумноминеральных композиций редко превышают 6-12 лет вместо нормативных 15-20. В связи с необходимостью восстановления старых покрытий и из-за недостатка сырья и материалов чрезвычайно усложнилась проблема их ремонта. Потребность до-рожно-строительных организаций в качественных битумах для этих целей удовлетворяется только на 40-65%. Учитывая то, что расход битума в битумно-минеральных композициях в основном составляет 5-9% от массы наполнителя, становится ясным, что увеличение срока службы битумов и битумноминераль-ных материалов решает вопрос экономии как вяжущего, так и минеральных на-полнителей. В этих условиях разработка путей повышения качества и долго-вечности битумов и материалов на их основе представляется весьма актуальной задачей, решающей проблему ресурсосбережения в народном хозяйстве.
Следует отметить, что до сих пор нет единой точки зрения на причины низкой долговечности дорожных покрытий. По мнению специалистов дорож-но-строительных организаций к ним относятся, плохая адгезия битума к мине-ральным материалам особенно кислых пород, высокое содержание парафино-вых угле водородов, относительно мал ый диапазон эластичности, склонность битумов к хрупкости при пониженных температурах и под воздействием воз-росшей интенсивности транспортного потока. С точки зрения производителей битума возможными причинами низкой долговечности дорожных покрытий могут быть недостаточно обоснованный подбор рецептур асфальтобетонных смесей, минеральных материалов, некоторые отступления от правил транспор-тировки битума, технологии подготовки и укладки дорожного полотна. При этом обращается внимание на то, что реализованные отечественными нефтепе-рерабатывающими предприятиями в станах Западной Европы (Финляндия, Италия, Германия и т.д.) партии дорожного битума получили высокую оценку у зарубежных партнеров. Это по их мнению говорит о достаточно высоком уров-не используемых технологий.
Отсутствие однозначного ответа на этот ключевой вопрос обуславливает необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование и технологии производства битумов, и технологии укладки дорожного покры-тия.
Большое значение при получении битумов имеет технология его изготов-ления. В случае производства окисленных битумов значительное влияние на качество битумов и эффективность процесса оказывает его конструктивное оформление. В связи с этим настоящая работа посвящена проведению исследо-ваний с целью разработки конструкции более эффективных, чем существую-щие, колонн окисления битумов.
|