Общий курс железных дорогЖелезнодорожный транспорт Российской Федерации
После распада Советского Союза и образования СНГ объем перевозок на железных дорогах Российской Федерации резко уменьшился и продолжал снижаться из-за нарушения экономических связей с бывшими союзными республиками. На состоянии и работе железных дорог негативно отразились экономические и финансовые трудности, обусловленные сложностью перехода страны на рыночные отношения.
Сохранение в этих условиях единой управляемой сети железных дорог в России и странах СНГ явилось важным фактором, позволившим создать новое единое экономическое пространство. Деятельность железнодорожных администраций стран СНГ стал координировать созданный в 1991 г. Совет по железнодорожному транспорту, в работе которого участвуют также страны Балтии.
На железнодорожном транспорте стран СНГ предусмотрен единый график движения поездов, существует единый план их формирования и действуют общие для этих стран правила безопасности. Разработана и введена система взаиморасчетов стран за использование вагонов, не являющихся их собственностью.
Для преодоления трудностей, связанных со спадом объема перевозок, на железнодорожном транспорте России в середине 1990-х тт. начата перестройка системы управления и реорганизация перевозочного процесса применительно к новым условиям хозяйствования. Укрупнены ряд железных дорог и отделений, созданы диспетчерские центры управления в МПС России и на дорогах, а также специальная система фирменного транспортного обслуживания (СФТО), основанного на использовании современных методов и средств маркетинга.
На железных дорогах в процессе внедрения сквозного экспедирования грузов при доставке их от склада производителя до склада потребителя организованы специализированные предприятия Желд орэкспед иция .
Для привлечения клиентуры железные дороги стали применять гибкую систему тарифов, предусматривающую, в частности, предоставление скидок, зависящих от расстояния и объема перевозок отдельных видов грузов.
Обновление технических средств железных дорог потребовало реализации комплексной программы информатизации железнодорожного транспорта.
Начавшийся рост промышленного производства в России сопровождается увеличением показателей перевозочной работы на железнодорожном транспорте. Основные из них в 2003 г. достигли следующего уровня:
Железные дороги Российской Федерации по технической оснащенности и показателям перевозочной работы являются в настоящее время одной из крупнейших транспортных систем мира. По их эксплуатационной длине (к началу 2003 г. составившей 85,5 тыс. км) Россия занимает второе место в мире (после США); по протяженности электрифицированных железных дорог — первое место, причем из 42,3 тыс. км линий электрифицированы на постоянном токе 18,8 тыс. км, на переменном — 21 тыс. км. На долю железнодорожного транспорта с электрической тягой приходится 76 % грузооборота железных дорог. Россия занимает третье место в мире по объему грузовых перевозок (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая) и числу пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом (после Японии и Индии).
Автоблокировкой и диспетчерской централизацией оснащены железнодорожные линии общей протяженностью 62,0 тыс. км. Средняя масса одного погонного метра рельсов на главных путях составляет 64,1 кг, протяженность бесстыкового пути — около 38 тыс. км.
Перед железнодорожниками стоят сложные задачи по удовлетворению растущих потребностей в перевозках с предоставлением всего комплекса сервисных услуг пассажирам и грузовладельцам, повышению доходности, рентабельности и конкурентоспособности этого вида транспорта, снижению транспортной составляющей в цене выпускаемой продукции.
|