Меню сайта

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Обмотока машин постоянного и переменного тока

Пайка обмоток якорей и роторов

Пайка соединений концов обмотки якорей и роторов является весьма важной и ответственной операцией. Она должна быть выполнена чисто и тщательно, т. е. поверхности мест соприкосновения должны быть пролужены и совершенно чисты. Только при соблюдении указанных условий можно получить удовлетворительную пайку.

Плохая пайка вызывает увеличение сопротивления в плохо припаянном месте и нагрев его. В некоторых случаях нагрев может быть столь сильным, что припой расплавится и вызовет разрыв в цепи обмотки во время работы машины. В настоящее время для якорных обмоток на ряде заводов внедрена пайка твердым припоем (медно-фосфористым или серебряным) при помощи специального подвесного сварочного аппарата. Концы обмоток при этом тщательно зачищаются и не лудятся.

Пайка вручную концов обмотки, входящих в шлицы коллекторных пластин

Для запайки якорь укладывается на подставках в наклонном положении, причем сторона коллектора должна быть ниже задней стороны якоря. Такое положение якоря при пайке предохраняет от наплывов припоя между коллекторными пластинами, а также от попадания припоя в обмотку.

Место пайки очищается от грязи и пыли. Если на коллекторных пластинах видна окись, то она счищается. Предварительно все шлицы с вложенными в них концами обмотки секций промазывают массой, состоящей из раствора канифоли в спирту, или же посыпают толченой мелкой канифолью, и лишь затем приступают к пайке.

Пайка большей частью производится посредством газового паяльника со сменными наконечниками, которые имеют различные формы, показаные на рис. 11-39. Для пайки употребляется припой ПОС-40 или ПОС-61. Паяльник нагревается газом, его наконечник залужи-вается и накладывается на место пайки, которое от него нагревается. На запаиваемое место подается припой и для лучшего очищения от окиси — канифоль (порошком или массой).

Место пайки должно быть хорошо прогрето, чтобы припой равномерно

  протекал во все щели между концами секций обмотки и стенками шлица. При запайке якоря ни в коем случае не должна применяться кислота.

В якорях мелких машин запайка концов обмотки в шлицы производится посредством электрического паяльника. Для безопасности работы с паяльником пользуются низким напряжением — порядка 12 <?. Якорь устанавливается также в наклонном положении. Во всем остальном пайка должна выполняться, как указано выше.

Пайка вручную концов обмотки в петушках и хомутиках

При пайке концов обмоток в петушках и хомутиках якорь или ротор может быть уложен на подставках без наклона, как это было необходимо при пайке концов в шлицах коллекторных пластин. Здесь запайка может производиться сбоку.

Наконечник паяльника, имеющий форму а или б (рис. 11-39), просовывают между петушками или хомутиками (предварительно конец его облуживается припоем) и прогревают место запайки.

Во время подогрева место запайки непрерывно посыпают толченой канифолью и одновременно с разных сторон подают в избытке припой, чтобы он, расплавляясь, мог проникнуть всюду. После пайки одного места переставляют наконечник паяльника к следующему, следя при этом за качеством пайки предыдущего места и, по мере надобности, добавляя или снимая припой. Сделать это легко сейчас же после пайки, пока температура запаянного места еще высока. По окончании всех работ, связанных с пайкой, якорь подают на обрезку концов, выступающих за хомутики и ушки, а затем производят общий осмотр, удаляют оставшееся при пайке олово и проверяют качество пайки.

Обрезка концов обмотки как с передней, так и с задней стороны якоря производится на станке посредством циркульной пилы, смонтированной на специальном суппорте вместе с электродвигателем.

Пайка концов обмотки роторов и якорей в ванне

Перед пайкой все соединения, т. е. места пайки, промазываются массой, состоящей из раствора канифоли в спирту. После этого на ротор надевается специальный хомут и краном подается к ванне. Пайка производится погружением концов обмотки в ванну

с припоем, как указано на рис. 11-40. Припаяв одну сторону ротора, его вынимают из ванны и, поворачивая в хомуте, производят аналогично запайку другой стороны обмотки ротора.

Пайка небольших якорей машин постоянного тока производится в электрованне следующим образом.

Перед пайкой конец вала со стороны коллектора, торцовая часть и половина коллектора промазываются кистью раствором гипса и после этого якорь поступает в сушильный шкаф для просушки гипса. Просушка необходима для того, чтобы в момент опускания якоря в ванну с припоем не произошел взрыв от соприкосновения влаги с расплавленным оловом. Якорь погружают в ванну с припоем до места наложения веревочного бандажа (см. рис. 11-41). Подержав якорь в ванне очень непродолжительное время, его вынимают и просматривают пропайку.

При обнаружении мест плохой пайки их вновь промазывают раствором канифоли и добавляют припой от тонкого прутка (это проделывается при еще горячем коллекторе). После того как якорь остынет, с конца вала и буксы коллектора снимают гипс.

Смазывание раствором гипса конца вала делается для того, чтобы, во-первых, к шлифованной части вала и буксы не пристал припой, во-вторых для того, чтобы не отпустить или закалить стальной вал.

Этот метод пайки дал положительные результаты как в отношении быстроты, так и в отношении качества. Кроме того, такой способ пайки дает экономию припоя.

Для пайки якорей машин постоянного тока можно применять специальные ванны с припоем (рис. 11-42). Подогрев припоя производится горелкой 2; горячие газы омывают ванну и уходят в трубу 2, как показано стрелкой. Предназначенный для пайки якорь устанавливают в приспособление <?, которое связано с рычагом 4, служащим для поднятия и опускания приспособления 3 с вставленным в него якорем. Для запайки обмотки в коллекторе якорь рукояткой 4 опускается до соприкосновения с расплавленным припоем.

Для пайки якорей применяют также и ванны с электроподогревом. Такая ванна показана на рис. 11-43. Здесь процесс запайки происходит следующим образом. Якорь вставляется в приспособление 2; поворотом маховичка 2 приводят в действие поршень 3, который выдавливает расплавленный припой 4 по трубе 5 в ванну 6. Во всем остальном процесс запайки аналогичен вышеописанному.

Определение качества пайки

Качество пайки определяется тремя способами:

внешним осмотром места пайки;

измерением переходного сопротивления спаиваемых частей;

пропусканием тока по обмотке якоря и наблюдением за степенью нагрева места пайки.

Внешний осмотр места пайки

При хорошей пайке конца стержня 1 ясно наблюдается каемка припоя 2 вокруг каждого конца шлица или хомутика (рис. 11-44). Пустоты в месте пайки могут быть вследствие того, что это место было плохо очищено или про лужено, или был большой зазор между концом стержня и шлицем. В последнем случае надо при пайке закладывать в большие пустоты куски луженой медной проволоки.

Во все черновины, замеченные с торца хомутика, или места проточек шлица просовывается тонкая проволока для определения, является ли черновина только наружным дефектом пайки, не ухудшающим ее качества, или это — отверстие,

проходящее сквозь хомутик или шлиц. Если это нельзя наблюдать непосредственно, то пользуются зеркальцем, которое вставляют между коллектором и сталью якоря, и с его помощью рассматривают места пайки. Иногда для проверки качества пайки разрубают одно или два сомнительных места пайки и тщательно их осматривают.

Измерение переходного сопротивления

Опишем метод проверки пайки измерением переходного сопротивления. Схема его приведена на рис. 11-45, где изображена аккумуляторная батарея 5 напряжением до 12 в; амперметр 1 с шунтом для измерения тока от 0,01 до 10 а; милливольтметр 3 с добавочным сопротивлением 4, дающим возможность измерять напряжение до 0,003 в; щупы особой конструкции б (рис. 11-46), дающие возможность получить разрыв тока внутри щупа, а не на концах его, чем предотвращается порча мест соприкосновения щупа с коллекторными пластинами. Вся схема с приборами смонтирована на деревянном столике, который можно переносить к тому месту, где находится якорь.

Определение качества пайки посредством рассмотренной схемы происходит следующим образом: включают рубильник 7, а щупы 6

накладывают концами на две рядом лежащие коллекторные пластины и нажимают на них, замыкая тем самым цепь тока; при этом включают милливольт-

метр 3. Ток с помощью реостата 2 подбирается такой, чтобы отклонения стрелки милливольтметра легко наблюдались и при измерении между любыми пластинами ток был одинаковым. Показания милливольтметра для каждой пары соседних пластин записывают и полученные числовые значения сравнивают друг с другом. При хорошей пайке все показания милливольтметра будут одинаковы. Если имеется для какой-либо пары пластин резкое отличие в сторону увеличения показаний, значит в этих местах пайка выполнена неудовлетворительно.

Нагрев места пайки током

Третий метод для определения качества пайки состоит в следующем: на коллекторе на расстоянии коллекторного шага устанавливают с помощью особых приспособлений угольные или металлические щетки с кабельными отводами, через которые ток подается в коллектор, а следовательно, и в обмотку якоря.

Ток, измеряемый амперметром, должен быть равен нормальному рабочему току якоря машины.

Через 10—15 мин после подачи тока все места пайки ощупываются рукой для определения нагрева. Если пайка выполнена хорошо и везде одинаково, то места пайки должны иметь одинаковый нагрев. Места неудовлетворительной пайки нагреваются сильнее. При дальнейшем пропускании тока места плохой распайки распаиваются и припой вытекает.