Меню сайта

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Обмотока машин постоянного и переменного тока

Укладка катушек разрезной обмотки

Рассмотрим укладку катушек разрезной обмотки статора, имеющего закрытые пазы. Катушки вкладываются в пазы статора разрезанной частью с одного торца статора, и затем проводники запаиваются на другом его торце. Изоляция пазовой части выполняется из миканита, опрессованного в горячем состоянии. Лобовая часть каждой катушки выполняется по типу нижних отложных катушек. Разрезные концы катушек после укладки загибаются на другой стороне статора по типу верхних катушек.

Разрезная обмотка иногда выполняется с запайкой проводников и их укладкой на второй стороне по типу нижних отложных катушек. Следовательно, в такой обмотке лобовые части с обеих сторон статора после укладки обмотки представляют собой нижние отложные катушки. Перед тем как вставить катушки в пазы статора, необходимо разрезанную ее часть отрихтовать, т. е. выпрямить.

Для лучшего прохождения катушки в пазы пазовую часть катушки натирают парафином. Выпрямленные части катушки временно обматываются (стягиваются) хлопчатобумажной лентой вразбег.

В качестве примера рассмотрим укладку обмотки с числом пазов на полюс и фазу д = 3.

Вставка катушек производится следующим образом: берется первая самая малая катушка и одной своей частью вставляется в 1-й паз, а второй — в 8-й паз, а затем равномерно вталкивается в паз на 1/3 своей длины; то же самое делается и со 2-й и 3-й катушками катушечной группы. Это необходимо сделать для того, чтобы было удобнее выполнить междукатушечные соединения.

Все катушки вставляются в статор со стороны привода (77), а соединения выполняются на стороне контактных колец (К).

Начало и конец каждой катушки изолируются у выхода из пазовой части на такую длину, чтобы изоляция попала под бандаж катушечной группы.

Изолировка выводных концов, а равно и переходов между катушками, выполняется в зависимости от рабочего напряжения машины; так, для статора с напряжением:

Поверх лакоткани накладывается хлопчатобумажная лента вполнахлестки. Здесь, так же как и для обмотки, состоящей из целых катушек, ставятся прокладки в лобовой части между отдельными катушками и накладываются бандажи с подводом под них выводных концов.

После наложения бандажей катушка ставится на место, т. е. устанавливается на определенное расстояние от стали, зависящее от рабочего напряжения статора.

Осаживание (вталкивание) катушки в пазы производится ручником и деревянным клином. Затем производят заклинку вставленных катушек деревянными клиньями. Обычно клинья для разрезной обмотки делаются из двух частей; они забиваются в пазы с двух сторон стали статора. Укрепив катушки клиньями, статор переворачивают краном и устанавливают стороной К кверху. После вкладки и заклинки катушек необходимо испытать всю обмотку на корпус, а затем выполнить соединение витков катушек.

Для соединения витков применяют стальные закладки и деревянные доски. Первая малая катушка изгибается на деревянной доске. Стальные закладки и доска имеют вид, показанный на рис. 12-5, концы их имеют закругление соответственно лобовым частям 2-й и 3-й катушек. Так как каждая катушечная группа состоит из трех катушек, длина лобовых частей которых неодинакова, то стальные прокладки должны быть различной длины соответственно длине лобовой части каждой катушки.

Доски делаются таких размеров, чтобы толщина их равнялась

расстоянию между лобовыми частями нижних и верхних катушек, а ширина доски с таким расчетом, чтобы она упиралась во внутренние стороны миканитовой опрессовки первой катушки.

Загиб и запайка разрезных витков начинается с нижних витков первой катушки, при этом следует учесть и расположить первый нижний виток так, чтобы последний укладываемый виток катушки не был выше стали статора.

Один из рабочих плоскогубцами загибает первый проводник справа на деревянную доску и, установив должную длину каждого, отрезает острогубцами концы их, причем концы витков располагаются встык в шахматном порядке так, чтобы места соединений были размещены равномерно по всей длине лобовой части обмотки. Затем рабочий переходит к первой катушке другой катушечной группы, потом к третьей и т. д., где проделывает то же самое. Вслед за ним второй рабочий снимает с концов изоляцию, очищает их бензином и наждачной бумагой и надевает на стык двух концов скобку из жести (рис. 12-6) прямоугольного сечения (разрезные обмотки делаются из меди прямоугольного сечения). Этот рабочий, передвигаясь за первым, проделывает те же операции с последующими катушками. Вслед за вторым рабочим третий электрическим паяльником запаивает во всех катушках припоем скобку с вложенными в нее концами проводников. Четвертый рабочий зачищает пайку от наплывов припоя и изолирует запаянный виток лакотканью толщиной 0,2 мм, вполнахлестки. Чтобы не увеличить размеров катушек, места соединений витков располагают, как мы уже упоминали, в шахматном порядке, т. е. пайки витков смещаются, как это показано на рис. 12-7.

Как было указано выше, изгиб проводников производится при помощи плоскогубцев. Губки плоскогубцев должны быть гладкими, чтобы не портить изоляции витков. Правильный изгиб проводников обеспечивает хорошее качество катушки. При неправильном изгибе может получиться, что проводники при выходе из опрессовки будут иметь кривизну, и катушка в указанном месте может быть выше стали, что вызовет необходимость вновь перемотать ее.

После того как будет соединена вся катушка, накладывают на витки общую изоляцию. Сначала стягивают витки хлопчатобумажной лентой вразбег и придают им надлежащую форму. Лобовые части витков подколачивают деревянным молотком сверху и с боков, после чего их промазывают лаком. Далее, деревянные доски вынимают и лобовую часть изолируют лакотканью толщиной 0,2 мм, вполнахлестки на прямой части, в три четверти нахлестки в местах изгибов. Такая изоляция предусматривается для машин с рабочим напряжением в 3000 в. При рабочем напряжении машины в 6000 в изолировка производится лакотканью в два слоя.

Для того чтобы быть уверенным в качестве выполнения катушек до окончательного соединения их в катушечные группы, вполне целесообразно испытывать на витковое каждую катушку отдельно после соединения ее витков. Это вовремя предупреждает брак.

После испытания на витковое первой катушки приступают к соединению концов второй катушки. Для этого ставятся стальные закладки между уложенными витками первой катушки и незагнутыми концами. Для того чтобы стальные закладки плотно сидели на своих местах, вставляют деревянные клинья между прямой частью закладки и миканитовой опрессовкой первой катушки с двух сторон. Загиб витков производится таким же образом, как у первой катушки, и также производятся изолировка и испытание на витковое.

После загиба, запайки, изолировки витков и наложения на витки катушки общей изоляции между ними ставятся электрокартонные прокладки, ближе к закругленным частям, на которые наматываются бандажи из крученого шнура толщиной 2 мм по вырезанным частям электрокартонных прокладок (рис. 12-4).

Поставленный бандаж для лучшего скрепления смазывается лаком. Забандажированные катушки целиком испытываются на витковое. После испытаний статор переворачивается и стороной К устанавливается кверху.


Выводные концы катушки загибаются и изолируются от места выхода из гильзы тремя или шестью слоями лакоткани (в зависимости от напряжения) толщиной 0,2 мм, вполнахлестки и поверх — хлопчатобумажной лентой.

Установка досок и стальных закладок производится так же, как и при соединении витков со стороны П.

Загиб витков катушки производится следующим образом: первый проводник слева соединяется со вторым проводником справа, остающийся последний проводник слева изолируется двумя слоями лакоткани вполнахлестки и хлопчатобумажной лентой вполнахлестки. Этот конец идет на соединение с началом второй катушки, находящимся справа.

Соединенные катушки также испытываются на виткавое. Изолированные выходные концы катушек закрепляются под бандажами, один под правый бандаж и второй — под левый.

Выводные концы катушек соединяются скобами встык, пропаиваются припоем и изолируются лакотканью и лентой, как указано выше.

Верхние и нижние катушки отделяются друг от друга гетинак-совыми прокладками. Эти прокладки ставятся в упор к стали статора. Они закрепляются хлопчатобумажной лентой, которая обертывается вокруг катушек смежных фаз.

Затем приступают к соединению катушек в катушечные группы.